Монтаж, подготовка к работе и техническое обслуживание гидравлических систем с серво- и регулирующими клапанами
Перед монтажом необходимо принять во внимание рекомендации:
• соответствующих каталогов
• немецких норм DIN 24 346
• норм ISO ISO 4413
Каждый сервоклапан перед поставкой подвергается испытаниям на функционирование. Результаты испытаний отражаются в протоколе, который может быть отправлен с клапаном. Подключение и отработку должны производить специалисты, имеющие соответствующее измерительное оснащение. Дальнейшую эксплуатацию может осуществлять специально обученный персонал с квалификацией, соответствующей размерам и сложности установки.
Промывка системы, требование по чистоте гидравлической системы:
Промывка должна производится без сервоклапанов. Вместо сервоклапана устанавливается технологическая промывочная плита или, если позволяют условия, распределитель того же размера (тип G или Н). Так промываются гидравлические линии и потребители. В случае наличия отдельной гидросистемы управления необходимо обратить внимание на ее промывку.
Для достижения необходимой чистоты рабочей жидкости система должна промываются достаточно долго.
Объем жидкости, находящейся в системе, должен быть пропущен через фильтр не менее 150-300 раз. Время промывки: t = V/ qv x 2,5 до 5
где: t = время промывки, час V = объем бака, л qv = подача насоса, L/min
Определяющим для времени промывки является степень загрязненности жидкости, которая должна постоянно контролироваться с помощью прибора.
Компоненты, которые устанавливают в гидросистему, должны иметь такой же уровень чистоты, как и уровень чистоты, установленный для самой гидросистемы, или выше. Изготовители компонентов должны предоставить информацию, касающуюся уровней чистоты компонентов.
Для эффективного удаления твердых частиц из трубопроводов гидросистемы необходимо создать турбулентный поток промывочной жидкости. Турбулентный поток жидкости будет обеспечивать захват твердых частиц в гидросистеме и перенос их на фильтры. Для промывки гидросистемы создают поток жидкости с числом Рейнольдса ( Re) не менее 4000.
Примечание - Если промывку проводят при Re менее 4000, то в трубопроводах могут встречаться участки с ламинарным потоком.
Re и требуемый расход промывочной жидкости qv л/мин, вычисляют по формулам:
Re = 21220 qv / vd
qv = d Re v / 21220
d - внутренний диаметр трубопровода, мм.
v - вязкость промывочной жидкости мм2/с
Применение вибрации, ультразвука или изменение направления потока жидкости позволяет быстрее удалять твердые частицы. Однако эти способы являются дополнительными и не могут быть использованы вместо промывки турбулентным потоком промывочной жидкости.
В случае замены рабочей жидкости на такую, которая не смешивается или несовместима с предыдущей, требуется существенно большее время промывки.
В ходе промывки необходимо через короткие промежутки времени проверять все фильтры и, при необходимости, менять фильтроэлементы.
Чистота при монтаже:
- обеспечить чистоту в зоне монтажа и демонтажа клапанов.
- для защиты от внешних загрязнений и поддержания уровня масла бак должен быть оборудован фильтром для заливки масла и для воздушного дренажа. Для систем с сервоклапанами рекомендуются фильтры с тонкостью фильтрации 3 мкм.
- трубопроводы и агрегаты перед монтажом должны быть очищены от грязи, окалины, песка, стружек и т.п.
- изогнутые с подогревом или сварные трубы подлежат травлению, промывке и смазке. -при очистке применять не волокнистые ткани или специальную бумагу.
При монтаже необходимо следить, чтобы установочные поверхности и монтажные плиты были сухими и без масла. Если невозможно удалить масло, то крепежные болты необходимо затянуть вручную, но не машиной. При наличии более 4-х болтов в первую очередь затягиваются промежуточные.
- Уплотняющие средства, такие как пенька, замазка или уплотняющая лента недопустимы.
- По возможности, требуется избегать соединения шлангами, в особенности - с потребителями.
- Трубопроводы, соединяющие с потребителями, должны быть как можно короче. Мы рекомендуем устанавливать сервоклапан непосредственно на потребитель.
После отключения технологического оборудования, использованного для промывки, монтируется клапан. При этом особое внимание необходимо обращать на чистоту. Норма : класс 5 по NAS 1638.
Защитную пластину, находящуюся на клапане, необходимо снимать непосредственно перед монтажом, ее следует сохранить на случай ремонта агрегата в дальнейшем.
Особо тщательно следует соблюдать чистоту при замене фильтра:
- загрязнения со стороны входа сокращают срок службы фильтроэлементов.
- загрязнения со стороны выхода вымываются в систему и могут привести к отказу установки.
При дозаправке более 10 % масла от объема бака или при его замене необходимо повторить промывку.
Загрязнение в системе сопло-заслонка свидетельствует о недостаточной промывке рабочей жидкости. Запрещается обслуживание клапанов лицами, не обладающими профессиональными знаниями процессов замены встроенных фильтров.
Прежде чем устанавливать новые детали в случае выхода из строя какого-либо узла или детали, следует тщательно промыть всю систему — в противном случае новые детали прослужат еще меньше, чем старые. Обязательно выделяйте время на промывку системы перед тем, как снова ввести ее в эксплуатацию, — это продлит срок службы оборудования.
Помните, что производитель оборудования нередко устанавливает в гарантийных обязательствах допустимые уровни загрязнения системы, так что право на гарантийное обслуживание можно утратить из-за превышения обусловленного уровня загрязнения.
Не стоит считать, что фильтр в какой-либо системе машины действует как некая «панацея от всех болезней». Это изделие не предназначено для очистки сильно загрязненных масел, жидкостей и воздуха, содержащих, например, частицы металла, мелкие камешки, песок и многие другие инородные частицы, которые могут попасть в систему. Очень грязные масло, жидкость и воздух так и останутся грязными даже после прохождения через фильтр.
Чтобы надежно очистить систему, ее следует полностью промыть, а масло или жидкость перед заправкой в систему следует идеально отфильтровать через дополнительный внешний фильтр.
Недостатком использования дополнительного выносного фильтра является то, что эта процедура занимает значительное время: например, для эффективной очистки масла гидросистемы большой подъемно-транспортной машины могут потребоваться 15 часов и более.
Надежная и длительная эксплуатация насосов, гидромоторов и других компонентов гидропривода возможна только при условии обеспечения эффективной фильтрации рабочей жидкости от механических примесей и влаги. Очистка РЖ должна соответствовать 16/14 классу по нормам ISO 4406 или эквивалентна 9 -му классу чистоты по ГОСТ 17216–2001. При этом абсолютная тонкость фильтрации 5 мкм. Для гидроприводов с повышенными требованиями к надежности и долговечности необходима фильтрация РЖ до 14/12 класса по нормам ISO 4406 или эквивалентная 7 - му классу чистоты по ГОСТ 17216–2001. Абсолютная тонкость фильтрации 3 мкм.
В экскаваторах высокая степень очистки гидравлической жидкости достигается применением уникального так называемого «нефронового» фильтра, который способен задерживать инородные частицы величиной более 1,5 микрон. Использование этого фильтра позволяет продлить срок службы экскаватора и сократить затраты на его техническое обслуживание и ремонт. Степень фильтрации в гидросистеме строительных машин Liebherr несколько «скромнее» и составляет 5 микрон. Большинство других производителей используют гидрофильтры со степенью фильтрации 10 микрон (для сравнения, степень фильтрации моторного масла в автомобилях ВАЗ составляет 40 микрон). Система фильтрации гидромасла в строительных машинах Liebherr дополнительно оснащается магнитной штангой для улавливания продуктов износа и тем самым для дополнительной защиты основного гидрофильтра. Так как магнитная штанга легко извлекается из гидрофильтра, то рекомендуется ее вынимать и протирать ветошью с периодичностью хотя бы раз в месяц. При регулярном проведении данной процедуры, по состоянию осадка на магнитной штанге можно судить об интенсивности процессов износа в гидросистеме и делать выводы о целесообразности более ранней замены фильтров и масла. Таким образом обеспечивается увеличение ресурса гидросистемы и гидромасла. Замена гидромасла и основного гидрофильтра предусмотрены через каждые 2000 моточасов или в соответствии с результатами лабораторного анализа масла.